Продажи новых автомобилей в Украине начали падать. Несколько десятков тысяч авто так и останутся непроданными. По итогам 9 месяцев этого года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей составили чуть более 64 тыс. единиц, что на 3,3% больше, чем за 9 месяцев 2017 года. Однако, после августовского максимума, рынок замедлил рост: в сентябре было продано 6,96 тыс. автомобилей, что на 9,5% меньше, чем в августе текущего года и на 16% меньше, чем в сентябре 2017 года.
«Если в 4 квартале ежемесячный объем продаж сохранится на уровне сентября, рынок 2018 года едва ли дотянет до объема 2017 года. Доля корпоративных продаж по итогам 1-3 квартала стабильно высока и составляет 35% рынка», — рассказал UBR.ua директор «Пежо Ситроен Украина» Виктор Кордилевский.
Что дальше
Если в начале этого года эксперты делали ставку на рост продаж до примерно 100-120 тыс. новых авто, то сейчас их ожидания уже не так оптимистичны. Будет хорошо, если к концу января получится «пристроить» хотя бы 90 тыс. штук. Виной всему активный завоз в Украину автомобилей с американских и европейских торговых площадок. Да и пассивность властей в решении вопроса «евроблях» также отразилась на показателях первичного авторынка. Хотя едва ли «схемные» авто оказали сильное влияние на рынок новых авто – все-таки целевая аудитория у этих сегментов очень уж разная.
«Подавляющее большинство импортеров в своих планах прогнозировали рост рынка на этот год в пределах 15%, т.е. на уровне 100-105 тыс. По динамике продаж за 9 мес. текущего года, прогнозы подкорректировали и реальный рынок выйдет примерно на 87 тыс. штук. Проще говоря, никакого роста продаж не будет. С одной стороны, хорошо, что сохранили хотя бы прошлогодние показатели. Но с другой, такая ситуация вызывает тревогу и неопределенность на следующие 2-3 года», — рассказал UBR.ua директор официального дилерского центра FORD «ВиДи-Край Моторз» Виталий Дорофеев.
Что касается предпочтений украинцев, то в приоритете новые машины среднего класса. У этого сегмента и доля наибольшая – 78,9% от общего рынка, и динамика неплохая – «плюс» +6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. А вот объем продаж бюджетных марок наоборот сократился на 15%. Зато спрос на премиум-класс остался приблизительно на уровне прошлого года: прирост всего 1% при крайне скромной базе – всего 111 проданных авто.
«Лучше всего продается средний класс автомобилей в ценовом диапазоне от $20 тыс. и выше. Несмотря на то, что в общих объемах продаж этот сегмент немного потерял, он по-прежнему в лидерах по предпочтениям покупателей», — рассказал UBR.ua гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Отмечают эксперты и увеличение популярности класса кроссоверов – универсальных семейных автомобилей.
Пригоняют, пока акцизы не подняли
С чем в Украине нет проблем – так это с импортом машин с пробегом. Льготные ставки акциза на ввоз б/у авто, срок действия которых истекает в конце года, только активизировал рынок. В этом году в Украину импортировали старых машин больше, чем новых.
«Чтобы успеть до конца года, дельцы активно загоняли в Украину подержанные автомобили. Брать пятилетнюю машину вместо новой, но ощутимо дешевле – заманчивое предложение для украинского покупателя. И конкурировать автосалонам с такими авто проблематично», — подметил в разговоре с UBR.ua Назаренко.
По официальным данным в 2017 году к нам поставили примерно 57 тыс. б/у автомобилей. А за первые 8 месяцев 2018-го в Украину уже ввезено порядка 74 тыс. подержанных авто. За сентябрь прибавится еще тысяч 15, прогнозируют эксперты. Для сравнения, новых легковушек продали в первый месяц осени в два раза меньше.
Льготные ставки для б/у автомобилей продлевать скорее всего не станут, говорят эксперты. Зато вполне могут сделать растаможку чуть дешевле – в комитетах Верховной Рады готовят к рассмотрению во втором чтении сразу два законопроекта № 8487 и 8488, которые уменьшат таможенные сборы не только с подержанных тачек, но и с новых. Но этого подарка автолюбители в текущем году скорее всего не дождутся – профильный комитет планирует рассмотреть их только 6 ноября. Но и без налоговых послаблений война между салонами и б/у импортом никуда не денется.
«С учетом неопределенности с принятием законов, регулирующих ввозные акцизы и пошлины, большинство импортеров очень осторожно подходят к планированию продаж на 2019 год. Продажи с небольшим ростом 5-10% по отношению к текущему году выглядят вполне оптимистично», — подметил нам Виталий Дорофеев.
Ценники будут держать
Вместе с тем, надеяться на какое-то снижение ценников в автосалонах пока не приходится, говорят эксперты. Несмотря на небольшое снижение продаж новых авто, дилеры верят, что ситуация выровняется. А кому денег не хватит, будут заманивать выгодными кредитными и лизинговыми предложениями. Благо, продажи по программам финансирования показывают уверенный рост. В зависимости от дилера, прирост «кредитных» продаж за первые 9 месяцев достигает 20-30%.
«По сравнению с провальным 2014 годом, рынок растет, открываются новые автосалоны. Да, какая-то часть закрывается, но их меньше. И исходя из предпочтений покупателей, будь то бюджетный сегмент, бизнес или премиум, импортеры будут и дальше завозить сюда новые автомобили», — заметил в беседе с UBR.ua Назаренко.