Вероятно, история с «евробляхами» приближается к своей логической развязке: законопроекты №8487 и 8488 вскоре будут обсуждаться в качестве «финальной редакции» на профильном комитете, затем будут выноситься в сессионный зал Верховной Рады для голосования. Итак, если правила растаможки автомобилей будут изменены (смягчены) с одной стороны, и в то же время введена строгая ответственность за езду на «евробляхах» с другой, значит всем водителям таких авто придется выполнить ряд процедур, чтобы получить украинские номера на свои ТС. Сейчас мы, собственно, и рассмотрим, как может выглядеть весь комплекс мероприятий и что придется совершить, чтобы статус «евробляховода» отправить в прошлое.

Всем ли водителям «евроблях» удастся пройти «легализацию»?

Не всем. Сейчас сложно сказать (за неимением каких-либо подтвержденных статистических данных) в какой именно пропорции этот сегмент авторынка будет распределен на «проходных» и «непроходных». Однако очевидно, что определенная часть «евроблях» украинские номера не получит. По собственному желанию, скорее всего, водители не будут растамаживать самые дешевые авто, которые требуют немалых вложений для ремонта.

Вряд ли кто-то начнет «легализацию», если автомобилю не хватает тех или иных документов, или уже известно о криминальном прошлом авто, есть информация о значительных штрафах, которые «висят» на авто в стране приписки. В таком случае по истечению срока «не штрафования» авто придется спрятать где-то в скирду, — и, наверное, навсегда.

К «проходным» — через владельца

Важно, как именно «евробляха» была «приобретена», то есть имеются ли контакты по крайней мере иностранца-нерезидента который заехал на этом авто, или же юридического владельца (компании или физического лица). Если контакты утеряны – дела плохи: снять с учета автомобиль без заключения договора купли-продажи с тем, чье имя указано в техпаспорте, не удастся, собственность есть собственность. Это еще одна категория «блях», растаможка которых будет невозможна.

Выезд в страну регистрации автомобиля

На этом этапе тоже есть свои зацепки: нужен как минимум загранпаспорт с визой или «биометрикой». Надо иметь физическую возможность выделить время и средства на поездку в Польшу, Литву или другую страну, откуда, собственно, «евробляха» прибыла. Ну и все необходимые страховки купить тоже придется, а еще заготовить средства на уплату штрафов или пени, если таковые были начислены за просроченный техосмотр, транспортный сбор или другие платежи, обязательные в стране регистрации. Возможно, будут и «висящие» штрафы за нарушения ПДД, совершенные на этом авто в Европе раньше.

Диалог с владельцем, заключение сделки

Итак, допустим, юридический владелец нашелся, и согласился идти на диалог. Но (снова это «но») надо чтобы он не возражал против оформления документов на продажу автомобиля, и при этом не выдвинул каких-либо неприятных требований. Например — «отступные», размер которых довольно сложно предсказать. Это может быть как сумма в несколько десятков или сотен евро, так и полная стоимость автомобиля: иностранец, на котором «стоит» авто, не рискует ничем. А вот украинец, если не согласится на условия владельца, имеет все шансы возвращаться домой на автобусе, уже без машины.

Снятие с учета за границей

Кто из водителей «евробляхи» дойдет до этого этапа, наконец-то, становится не просто водителем, а владельцем автомобиля. Со всеми необходимыми документами на руках он будет обращаться в местную службу регистрации транспорта, чтобы снять авто с учета и получить транзитные номерные знаки. Считайте, что самая сложная часть дела сделана.

Возвращение, въезд в режиме «импорт»

Уже на своем авто, хоть на «евробляхах» (но уже транзитных), нужно вернуться в Украину, заехав в режиме «импорт». На пограничном таможенном пункте придется оформить предварительную декларацию и внести авансовый платеж, фактически, в размере полной суммы растаможки автомобиля, уже по новым ставкам (которые, надеемся, вскоре будут приняты Верховной Радой). На этом этапе можно воспользоваться услугами таможенного брокера, чтобы все графы запутанных документов были заполнены без ошибок, а платежи начислены правильно.

Растаможка, первая регистрация

После пересечения границы и завершения первой части таможенных формальностей, в течение 10 дней нужно завершить растаможку на региональной таможне по месту жительства, получить сертификат соответствия на автомобиль, и со всем пакетом документов ехать в Сервисный центр МВД для осуществления первой регистрации автомобиля. После чего можно ставить точку, ведь больше ни слова о «евробляхах» вы не услышите, став полноправным владельцем автомобиля, зарегистрированного согласно всем требованиям в Украине. Конец историям о «почти легально на год» и «работаю на литовскую фирму».

«Евробляховоды» — самые хитрые?

Просмотрев еще раз весь список действий, требуемых для легализации нерастаможенного авто, и количество моментов на которых все вообще может обернуться против водителя «евробляхи», утверждать, что водители «еврономеров» обманули всю систему и получили максимум выгоды за счет других в целом неправильно.

Значительное количество таких авто попадет в категорию «непроходных», а их водители просто останутся без возможности их эксплуатировать, еще и рискуя получить немалый штраф. Какова доля таких «блях» — увидим на практике, когда закончится период индульгенции от санкций. Учитывая пример Молдовы: когда там было время «налоговой амнистии», растаможить удалось около трети их парка «евроблях».

Остальные пришлось или вывезти за границу, где-то спрятать, или сдать на разборку за копейки. Вероятно, подобный сценарий ждет и украинский парк «евроблях»: часть машин получит номерные знаки с индексом UA, остальные – исчезнут с дорог. И максимум, с чем останутся водители последних – это воспоминания о годе-другом езды на «Ауди», «Мерседесе» или «Фольксвагене» с иностранной регистрацией.

Впрочем, если бы их не было, вряд ли кто-то бы вообще брался за изменение правил растаможки, которые до сих пор «защищают» уже несуществующий автопром. А так еще есть надежда, что еще в этом году будут отменены нормы «Евро» для б/у авто и открыта возможность растамаживать машины любого возраста.